Задания для обучающихся 8 класса по русскому языку
I. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
(1)
– Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей
растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.
(3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, –
ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых,
которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.
(4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и
на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех
пор, пока не обнаружил, что потерял планшет.
(6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не
расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а
ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал
Валерка на полу и был в нашей каюте "зайцем",
потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный
билет четвертого класса.
(9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10)
Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году
мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на
Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив.
(12) Однажды ночью "Менделеев"
неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу.
(14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.
(15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на
палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках
держал неизменный планшет.
(18) – Зачем ты его таскаешь с собой?
(19) Валерка ответил неохотно:
(20) – Так... Карта там.
(21) – Ну и что?
(22) – Я отмечаю... путешествия.
(23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся
я.
(24) Валерка смутился. (25) Ответил,
вздохнув:
(26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в
которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь.
(29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к
невысокому лесистому берегу: поломка колеса.
(30) – Не меньшечаса простоим, – сказал
матрос.
(31) – Значит, два, – заключил Виталий и
предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые
идеи.
(33) На берегу смутно белели березовые стволы.
(34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.
(35) Мы пошли. (36)
Ничего интересного не было в этой прогулке. (37)
Только нашли поляну, где слабо светились венчики густорастущих ромашек. (38)
Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле.
(39) А когда среди деревьев снова заблестели
огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в
руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся,
выпустил планшет.
(42) – Я думал, вы его подняли, – сказал
он.
(43) – Вот растяпа! – изумился Виталий.
(44) – Надо найти, – почти со слезами сказал
Валерка.
(45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет.
(46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! –
крикнул он.
(48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед
за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.
(49) Валерку мы догнали минут через семь. (50)
Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись
за ремешок.
(52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки
спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул.
(54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили
о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к
карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить
парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.
(58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо
ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех
направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61)
Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний
Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за
потерянным планшетом.
(63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий.
(64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу?
(66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67)
Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно
вздрагивали брови.
В. Крапивин
IЗадание 1. Выберите
правильный ответ.
1.Какой заголовок наиболее
точно отражает основную тему данного текста?
А)
Непослушный Валерка
Б)
История одного путешествия
В)
Великая мечта Валерки
Г)
Поломка парохода
2. В
каких предложениях раскрывается смысл этого качества?
А) 9-17
Б) 33-47
В) 48-52
Г) 58-64
3. В каком значении употреблено слово «планшет»?
А) Офицерская сумка с прозрачным карманом
Б) Устройство ввода, позволяющее передавать в
компьютер нарисованные или начерченные от руки графические изображения
В) Разновидность компьютера без клавиатуры
Г) Доска или алюминиевый лист, на который крепится
лист бумаги для составления карты
4. В каком из предложений (54-68) заключена идея
текста?
А) 60
Б) 62
В) 64
5. К какому стилю принадлежит данный текст?
А) Публицистический
Б) Художественный
В) Разговорный
Г) Официально-деловой
Всего: 5 баллов
I
Задание 2
Выпишите из 42-52 предложения фразеологизм,
определите его значение, происхождение, приведите пример использования в речи.
Подберите синонимичные фразеологизмы.
Всего:10
баллов
I
Задание 3
Какими частями речи являются
выделенные слова в 3-м и 8-м предложениях? Приведите примеры, когда эти слова в
такой же форме являлись иными частями речи. Ответ аргументируйте.
Всего:
4 балла
I
Задание 4
Из предложения 37
выпишите глаголы, поставьте их в начальную форму и образуйте все возможные виды
причастий. Выполнение задания
прокомментируйте.
Всего:
8 баллов
I
Задание 5
В русском языке есть
слова, в составе которых отсутствует окончание. Выпишите из предложений 63-68
такие слова. Аргументируйте свой ответ. В каких еще частях речи может
отсутствовать окончание. Приведите примеры.
Всего:
6 баллов
I
Задание 6
Выпишите
из предложений 1-8:
·
подлежащее, выраженное относительным
местоимением;
·
составные именные сказуемые;
·
несогласованные определения.
Всего:
5 баллов
II.Лингвистические
задачи
II
Задание 1
Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? Ответ
дайте с позиции словообразования. Какое устойчивое выражение можно объяснить,
опираясь на особенности этой одежды?
Всего:
6 баллов
II
Задание 2
Слово «позор» часто можно встретить в поэзии XVIII-XIX веков. Например:
Но между тем какой
позор
Являет Киев осажденный?
(А.С. Пушкин)
Величествен и грустен был позор
Пустынных вод, лесов, долин и гор.
(Н. Баратынский)
Восстав от сна...
Благодарю, что вновь чудес, красот позор
Открыл мне в жизни толь блаженной.
(Г.Р. Державин)
О каком позоре идет речь? Ответ аргументируйте. По
возможности используйте связь с другими славянскими языками.
Всего:
10 баллов
II
Задание 3
Многие существительные,
обозначающие названия признака или действия, употребляются только в форме
единственного числа: гнев, смех, бег, зло, чистота, гордость, честность и др.
Одно из этих слов может употребляться во мн. числе только в родительном падеже.
Какое это слово? Докажите Ваше утверждение примером из фольклора.
Всего:
5 баллов
Комментариев нет:
Отправить комментарий